Ансамбль классического джаза Валерия Киселева
Рецензии и интервью Валерий Киселев

 

Ансамбль классического джаза

Автобиография

Аудио

Фото

Рассказы

Рецензии и интервью

События

Контакты

 

 

Серенада хорошего тона
и лунного света

Заворожённое ожидание зимы в Рыбинске вновь согрелось весенним дыханием вечно юного джаза. 10 ноября в кинозале общественно-культурного центра состоялся первый концерт Ансамбля классического джаза – коллектива, пользующегося на российской джазовой сцене огромным уважением и всегда живым интересом. Его художественный руководитель – московский кларнетист и саксофонист Валерий Киселев – неизменный поклонник свинговых традиций 30-х - 40-х гг. XX века. Благодаря его таланту и мастерству роскошные хиты «золотой эры» джаза сегодня столь же освежающе романтичны и праздничны, как и более полувека назад.

Валерий Киселев окончил Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского по классу кларнета. В 70-е – 80-е гг. он был лидером секции саксофонов в ведущих московских оркестрах - в частности, под управлением Олега Лундстрема и Анатолия Кролла, а также в Большом Концертном оркестре Гостелерадио. Играл он и в ансамблях, гораздо более современных по музыкальному языку («Каданс» Германа Лукьянова и квартет Юрия Маркина). В 1992 г. Валерий Киселев был лидером группы саксофонов в оркестре Натали Коул. В том же году он создал свой джаз-квартет, который с 1993 по 1998 гг. являлся штатным коллективом Государственной телерадиокомпании «Останкино». В 1998 г. музыкант стал солистом Государственного симфонического оркестра кинематографии п/у Сергея Скрипки. За годы преданного служения джазовому искусству Валерий Киселев принимал участие в многочисленных джазовых фестивалях – как в России, так и за её пределами, много записывался, активно концертировал. Его джазовые программы звучат на волнах многих радиостанций, среди которых: «Радио России», «Маяк», «Эхо Москвы», «Юность», «Орфей». Творческая жизнь Валерия Киселева и его коллектива, с недавних пор называющегося «Ансамбль классического джаза», очень насыщенная. В составе его ансамбля сегодня работают истинные профессионалы, каждый из которых – яркая личность не только на российской, но и на мировой джазовой сцене. Это старый друг Валерия Киселева замечательный гитарист Владимир Фролов; это известный московский вибрафонист Анатолий Текучёв, с которым ансамбль сотрудничает с 2004 г.; это один из ведущих контрабасистов Москвы Андрей Дудченко (вместе с А. Текучёвым они уже выступали в Рыбинске в 2005 г.), а также удивительно талантливый молодой барабанщик Адель Сабирьянов. Сам маэстро играет на всех видах саксофонов: от сопрано до баритона, а также на кларнете и бас-кларнете. В программах, посвященных французской легкой музыке и аргентинскому танго, Валерий также играет на кноп-аккордеоне. Ансамбль много выступает. В его программе около 1000 произведений, большинство из которых составляют лучшие образцы джазовой классики в аранжировке Валерия Киселева. Также ансамбль исполняет популярную музыку, мировые шлягеры 20-х-70-х годов XX века. В репертуаре коллектива есть программы, посвящённые лёгкой французской музыке и аргентинскому танго. Как отмечают многие ценители джаза, коллективу Валерия Киселева присуще не только виртуозное владение инструментами и точность стиля, но и способность всякий раз по-новому осмыслять сложившиеся джазовые традиции. Говоря образным языком, искусство Ансамбля классического джаза подобно математической формуле, красота и совершенство которой в каждом новом применении переливается новыми красками.

Концерт Ансамбля классического джаза в Рыбинске открыл новый сезон джазовых вечеров. Традиция эта чудесным образом сложилась у нас несколько лет назад благодаря стараниям адептов джаза: к сожалению, рано ушедшего от нас Игоря Головина, много лет прививавшего интерес к этому изысканному искусству воспитанникам джазовой студии КК «Авиатор»; Олега Тропынина, заразившего своей искренней любовью к джазу немалое количество рыбинцев, а также всех тех меценатов, которые делают всё, чтобы их земляки имели возможность слушать в своём родном городе лучших джазовых музыкантов России. Что приятно, рыбинцы это ценят. В силу технических причин концерт был спешным порядком перенесён из КК «Авиатор» в ОКЦ. Однако, несмотря на некоторую неопределённость (состоится концерт или не состоится?), слушатели заполнили весь кинозал. Свободных мест не наблюдалось. «Знаете, мы потому так рады выезжать на концерты за сто километров от Москвы, что здесь очень тёплая публика!», - отметил Валерий Киселев. Эта искренность, эта открытость сделала программу «Серенада лунного света: посвящение Гленну Миллеру» особенно проникновенной, совершенно миллеровской. Было ощущение, что целлулоидный мир американского довоенного кино шагнул в маленький кинозал и коснулся сердца каждого присутствующего. Незабываемые сочинения Флетчера Хэндерсона, Джона Гарланда, Марка Гордона, Гарри Уоренна и, конечно, самого автора «Серенады восходящего солнца» Гленна Миллера в лёгком, филигранном исполнении Ансамбля классического джаза подарили всем присутствующим очень приятное ощущение уюта и большого праздника. С юмором, сюрпризами и – главное – полным драйвом. Последний стал абсолютным, когда музыканты почти с «листа» сыграли пьесу Александра Цфасмана, когда-то посланную автором Бенни Гудмену, – исполнили так, будто заранее отрепетировали её до деталей. Этот виртуозный «ход» публика приняла с восторгом – финальные аплодисменты зал «вручал» артистам стоя. Жаль, что помещение зала, отлично подготовленное для джазового вечера, не располагает достаточным свободным пространством: очень хотелось танцевать... Причём не только публике...

- Валерий, как давно существует ваш квартет?
- Мы собрались в 1992 году. До настоящего времени наш ансамбль проделал большой путь. Мы работали в штате «Радио 1 Останкино» - участвовали в радио- и телепередачах, концертах. Записали несколько дисков. Конечно, с течением лет состав менялся, в него вливались молодые музыканты. Так, уже три года с нами работает вибрафонист Анатолий Текучёв. Название у коллектива тоже сменилось: теперь он называется «Ансамбль классического джаза». При этом сложившиеся традиции мы стараемся сохранять. В этом немалая заслуга ветеранов - например, гитариста Владимира Фролова, который работает со мной с момента основания коллектива. Помимо этого проекта, мы с Владимиром ещё работаем в штате Государственного оркестра кинематографии, пишем музыку для кинофильмов.
- Для каких, например?
- О, их очень много. Поэтому названия я нередко забываю. Вот, недавно, например, мы записывали музыку Владимира Дашкевича, а потом, случайно включив телевизор, я узнал себя по звуку. Это нетрудно: если скучный такой саксофон, значит, я играю! Иногда, бывает, узнаю фильм, увидев своё имя в титрах.
- Если переходить на язык метафор: «эра джаза» была или есть?
- У меня на этот счёт своё мнение. Развитие джаза, как мне кажется, закончилось в тот момент, когда прекратил своё творчество великий Джон Колтрейн. Он умер в 1967 году. С тех пор в джазе перерабатываются все те идеи, которые были созданы либо им, либо его предшественниками. Ничего нового не произошло. Поэтому многие течения, к которым впоследствии было присовокуплено слово «джаз», вообще можно было бы назвать как-то по-другому. Я имею в виду джаз-рок, экологический джаз и прочие явления в музыке... Всё это по большому счёту не джаз. Эта музыка выросла из него. А сам джаз – в классическом его определении – только то, что свингует. Как сказал великий герцог джаза Дюк Эллингтон: «Это ничего не значит, если в этом нет того свинга». Мы играем как раз свинговую музыку.
- То есть, традицию...
- Вся история джаза – начиная с 20-х годов до 60-х... Всё остальное – так называемое течение «мэйнстрим» - конечно, продолжается: люди играют в этих традициях. Однако чего-то нового, что бы дальше пошло, уже нет. Просто каждое явление имеет свой расцвет и закат. А потом становится классикой. Иначе говоря, джаз, так же, скажем, как и опера, и симфония, пережил период своего развития. Он вырос, стал дедушкой. Дальше уже ничего придумывать не надо – надо просто играть. Я так считаю. По крайней мере, мы играем очень много программ. Кроме программы, посвящённой Гленну Миллеру, – именно её мы сегодня вам привезли – у нас есть программа, посвящённая Бенни Гудмену. Есть программа «Эхо Гарлема», посвящённая молодому Дюку Эллингтону. Это самые яркие хиты периода «Соttоn Club». В том составе у нас ещё присутствует тромбон. Также у нас есть программа, посвящённая Каунту Бэйси. Очень интересная. В ней присутствует ещё второй сакс-тенор. Потом мы играли в Доме музыки отличную программу, посвящённую Колману Хоукинсу. Вообще, идей очень много... Создавая программы, я не просто пишу набор джазовых стандартов – хотя их у нас в репертуаре накопилось уже около тысячи – а работаю блоками: беру какую-то идею – стиль, или автора – и делаю законченную композицию из произведений.
- Программы записываются?
- По возможности. Раньше, когда мы работали на радио, записывали очень много. Сейчас требования к записи – и у менеджеров, и у публики, и у нас самих – повысились. Если в первые годы Перестройки мы старались лишь бы записаться и послушать запись, то сейчас мы либо никак не записываемся, либо очень хорошо. А второе, как вы понимаете, очень дорого. Поэтому мы, как во всём мире, практикуем записи с концертов. В России уже подросли в профессиональном плане звукорежиссёры, улучшилась аппаратура, поэтому удаётся иногда сделать хорошую концертную запись. Так мы в 2005 году выпустили диск «Seven Blissful Moments In August» («Семь мгновений августа»), записанный на фестивале в «саду Эрмитаж». В него вошли семь пьес. Это «life» (т.е., запись «вживую»), но слушается очень хорошо. В студии же – хотя бы Мосфильма - такую запись сделать непомерно дорого: без спонсоров бы не обошлись.
- А как вы обычно решаете вопрос о спонсорстве?
- А нет никаких спонсоров. Я записи выпускаю на свои деньги... Спонсоров искать как-то и не пытался... Конечно, было бы замечательно, если бы они появились. Однако я смотрю, люди ходят на концерты, но спонсоров на горизонте не вижу... У нас ведь спонсируют, как правило, звёзд, раскрученных людей...
- Чем, по-вашему, это объясняется? Массовым сознанием?
- Во-первых, давайте посмотрим, чем кормят у нас массы. С помощью чего у нас формируется так называемое «массовое сознание». Думаю, нового я ничего не скажу: достаточно включить телевизор... Это популярно, и в это вкладываются деньги. Но дело в том, что джаз никогда не был массовым искусством, и как раз в этом наше счастье. Да, залы собираются небольшие, но это приходят НАШИ люди. Для них мы и играем. Мы не стремимся заставить любить джаз тех, кто ходит на концерты популярных артистов. Каждому своё...
- Но ведь было время – помните, ещё Александр Вертинский об этом писал, - когда джаз – в Америке, конечно, - звучал по радио день и ночь. От него некуда было деться...
- Это, как я уже сказал, был «золотой век» джаза. Как раз с 35-го по 45-й годы был «золотой век» свинговых оркестров. Это была самая модная музыка. Толпы ходили: в кинотеатрах оркестр играл до сеанса, а иногда и после него. Молодёжи было интересно стоять в очереди за билетами не столько на фильм, сколько на эти танцы. Понимаете, это была стихия! Тогда ещё не было Прэсли, не было «Биттлз». Джаз был на вершине моды. Конечно, тогда у него было много спонсоров: это был большой бизнес. Ведь Гленн Миллер был очень хороший бизнесмен: он с юности всё просчитывал; знал, сколько он зарабатывал в год до цента.
- Известны примеры, когда джазмены становились и становятся отличными шоуменами. Это способствует популярности джаза?
- Каждый музыкант выбирает свой путь. У каждого есть своя цель, свои задачи в жизни. Соответственно, кто-то стремится к большей популярности, кто-то нет. Просто в каждом – даже самом серьёзном жанре - есть свои звёзды. Их все знают. Эти люди постоянно на виду по одной простой причине: чтобы быть популярным, надо, условно говоря, всё время подбрасывать дрова в огонь: ведь пламя народного интереса быстро затухает. При этом для многих, стремящихся к популярности артистов, к сожалению, важнее, чтобы публика о них говорила, нежели то, что они для неё исполняют. Ведь слушатели, как правило, идут на раскрученные имена, а не на музыку. Я считаю, что для искусства это не очень хорошо...
- Но ведь может так получиться, что пришедший «на звезду» человек, проникнется её профессиональным мастерством, оценит красоту музыки... Если, конечно, «звезда» не призрачная...
- Понимаете, когда я вижу огромную – в десять метров – афишу о джазовом концерте на стене зала им. П.И. Чайковского, в душе появляются нотки сомнения. Ведь когда приходят три тысячи людей, очень редко бывает хороший джаз. За исключением случаев, когда приезжают всемирно известные музыканты. Тот же Игорь Бутман делает потрясающие фестивали – привозит в Россию таких людей, которых мы бы иначе никогда не увидели. Честь ему и хвала за это! В принципе же, сам факт того, что в большом зале собирается много людей, меня лично настораживает. И дело не в том, что мне нравится - не нравится. Просто на хорошую музыку не соберёшь полный зал им. Чайковского. Очень трудно собрать. Тут уже элемент рекламы работает... Ведь понятие «попса» применимо не только к эстрадным песням. Оно есть и в джазе, и балете, и опере... Более того, я иногда хожу в костёл послушать органную музыку, так вот и туда проникла «попса». Если раньше, скажем, там играли хорошие пьесы, например, фантазии Баха, которые я слушаю с удовольствием, то теперь для бабушек - «Ave Maria» того же композитора. Это понятно: устроителям концерта нужно, чтобы пришло как можно больше народа. Поэтому исполняется музыка попроще – и это тоже вид «попсы». Коммерция и искусство всё-таки во многом по разные стороны жизненного пространства существуют: не всегда можно продать хорошее искусство. А чтобы это всё-таки сделать, искусство надо подсластить. Получается присутствие элементов шоу...
- Вы сами это делаете?
- Нет. Я просто играю музыку, которая мне нравится. Вне зависимости от того, сколько человек придёт. Я делаю это ради музыки – вот и всё...
- Во время концерта, вы посетовали на то, что публика не танцует. Некоторые после ваших слов попытались это сделать. А вообще джаз сейчас танцуют?
- Да. Сейчас активно возрождаются танцы 30-х - 40-х годов. Например, «линди хоп», «бальбоа», «джиттербаг». В Москве даже есть «Moscow swing dance club». Туда приезжают мастера из-за границы. Причём ещё жив танцор, который танцевал вместе с братьями Николс в «Серенаде солнечной долины». Сами братья, кстати, тоже дожили до 80-х годов. Если же говорить о возрождении танцев, то в нём участвует большое количество молодёжи. У нас не так давно был концерт в одном из джазовых клубов Москвы. Мы пригласили этих ребят – пришло человек тридцать. В помещении, где мы играли программу, было место для танцев. И вот эти ребята замечательно украсили наш вечер... Они исполняли «линди хоп», который в своё время танцевала вся Америка. Если вы видели видеозаписи концертов тех лет, наверное, обратили внимание на этот танец. Он несколько похож на буги-вуги, но медленнее... Эта чуть медвежья, немного шаркающая походочка... Совершенно очаровательно... И вот сейчас эти танцы снова в большой моде. Это целый бум – в США, Европе, а в последние 4-5 лет - в России и Украине. В Москве, Питере, Киеве и Нижнем Новгороде уже появились танцевальные школы. Педагоги нередко приезжают из-за границы. Недавно, например, в Москве давал мастер-класс один известный танцор из Швеции... Люди с удовольствием ходят учиться. Особенно молодёжь, студенты. Все танцуют. Красота невероятная! Более того, эти студенты уже отлично знают все хиты «Золотой эры свинга». И мы даже в прошлом году играли на конкурсе в одной такой танцевальной школе. Я вместе с педагогом отбирал пьесы под каждую номинацию. Я ставил на метроном точно, сколько ударов в минуту. Уже на конкурсе я давал барабанщику этот метроном. Мы играли точно по нему – под каждый танец. Студенты были в восторге: за всё время существования этих танцев в России наши ребята впервые танцевали под живой ансамбль. Скоро будет ещё один конкурс – надеюсь, мы снова будем играть... А вообще, в мире сегодня устраиваются фестивали и конкурсы танцоров, исполняющих танцы 30-х - 40-х годов.
- Во время разговора в перерыве концерта многие слушатели отметили на редкость мягкую, душевную атмосферу, сопутствующую вашему выступлению. Люди не просто послушали красивую музыку в замечательном исполнении, но и по-настоящему отдохнули. Что бы вы пожелали тем, кто сегодня был на джазовом концерте впервые?
- Я очень рад, что первое живое соприкосновение с джазом стало для этих слушателей ярким событием. И вдвойне приятно, что эту радость им смогли доставить именно мы. Для музыкантов нет большей награды, чем открытые, светящиеся лица публики, чем эти искренние аплодисменты. Поверьте, это дорогого стоит! Я желаю, всем рыбинцам, присутствовавшим сегодня в зале, а также тем, с чьей помощью этот концерт состоялся, счастья и новых джазовых праздников!

Лиана Гаврилова

Рыбинский еженедельник «АНФАС-профиль» N46 от 23.11.2006г.

 

Copyright © 2007 Валерий Киселев